Журнал Стаса Савенкова

Лучше вызывать зависть, чем жалость


Previous Entry Share Next Entry

Исповедь учителя или что не так в российском образовании



Ехал я намедни в электричке. Села напротив меня приятная во всех отношениях девушка,  и как-то в моей голове созрела мысль: « А почему бы и не познакомиться?»   Тут она достала тетрадки и начала их проверять. «Ага! Учительница!» - подумал я, вот и повод есть. Ну и я такой: «Вы сеете разумное, доброе, вечное?» То, что я услышал дальше от учителя начальных классов сельской школы, заставило меня сначала удивиться, потом не поверить, потом поверить и, в конечном результате,  написать об этом. Некоторую часть беседы в форме вопрос – ответ,  довожу до вашего внимания.

- Вы сеете разумное, доброе, вечное?

- Разум мой сейчас решает одну дилемму: пойти в театр или купить продуктов? Сразу то и другое на зарплату сельского учителя не приобрести. Доброе? Теперь известная фраза «добро должно быть с кулаками» имеет уже практически прямой смысл. Вечное? Если буквально, то это то, что в памяти людской сохраняется  хотя бы один век. Сейчас больше половины молодых не знают начала и окончания ВОВ, а кто такой Пушкин затруднятся ответить процентов 60 молодёжи.

- А в чём же тогда заключается ваша работа?

- Последние годы, в основном, разбираться  в нововведениях  Минобрнауки. (Министерство образования и науки РФ)

- ??????

- Учили мы детей до 2009 года, неглупых, между прочим,  детей. Они поступали в вузы самостоятельно. Но там, наверху, решили, что это не правильно давать детям знания, умения, навыки. Им нужно давать универсальные учебные действия. Так появился ФГОС-2 (федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения) - где есть вектор для учителей – «научить детей учиться». И всё бы ничего, но разработчики этого документа «забыли» поделиться опытом, как это сделать.

И вот на нас сверху: «давай! давай! давай нам учеников новой формации!» То есть, как в сказке «Пойди туда, не знаю куда, найди  и принеси то, не знаю что». Посещала я разные семинары, где те, которые разрабатывали этот фееричный документ вещали как нужно работать по-новому, но, к сожалению, кроме теории ни-че-го! А сами они сравнивали ситуацию с кораблём, который вышел в открытое море, но курс пока не ясен.

- Так ведь уже 2018 год, неужели до сих пор всё так же неясен курс?

- Ну как-то потихоньку вработались. Сами нарабатывали опыт, делились друг с другом, как говорится «методом проб и ошибок». Всем ведь понятно, что раскрученный маховик нельзя сразу начать вращать по-другому, потребуется какое-то время на его «перезагрузку». Кстати, теперь нельзя детей называть школьниками или учениками, только ОБУЩАЮЩИМИСЯ.

- Ну вот видите, всё хорошо.

- Да всё бы ничего, но грянул год 2014 и в Минобрнауки решили, что каким-то образом ущемляются права некоторой категории детей и  появились ещё 2 «судьбоносных» документа : - «федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», который предусматривает обучение в обычных классах глухих, слабослышащих, поздно оглохших, слепых, слабовидящих, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития,  если родители решат, что его ребёнок должен обучаться в обычной школе, а не в специализированной.

И «па-пам» - « федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО)» так же в обычных классах, ели родители так посчитают нужным.  А  на селе так и получается, что с 2016 года в одних классах обучаются дети с ОВЗ и с УО. Я ко всем детям отношусь одинаково, потому что это- дети.

- Не вижу проблемы.

- Эти дети обучаются совершенно по другой программе, по другим учебникам. Как извернуться, на уроке, чтобы дать знания и тем и другим? Тем более, и технические средства обучения разные, и методы и приёмы обучения. Получается, я должна бросить одних, заниматься ОВЗ или УО или наоборот?  Тем более, что каждый ребёнок с диагнозом ОВЗ и УО не похож на другого. Сейчас в нашей сельской школе в каждом классе есть дети, которые с диагнозом ЗПР и с диагнозом УО. Это жесть!

Я сейчас работаю в 1-м классе, у меня 1 ребёнок с задержкой психического развития, и 1 – с умственной отсталостью. Для сравнения: если «сохранные дети» уже изучили все буквы, читаю, пишут, то ребёнок с УО смог изучить только 5 букв и мы с ним пока только читаем слоги, которые на завтра забываются и мы начинаем по-новой. А ребёнок с ЗПР изучил все буквы, но их постоянно путает, читает по слогам, писать не может. А в одном классе есть по 2 ученика с УО. Там учитель вешается!

- Да, тяжеловато.

- Тяжеловато???  А как я смогу обучать класс, когда ёщё придут слепой, глухой и с ДЦП. А это не за горами.

- Но ведь есть же какой-то выход?

- Да, нам предложили….. идти учиться на курсы. Дескать на курсах за 120!!! часов вас  самих обучат , как обучать детей с ОВЗ и УО! Люди! Родители! Да разве можно этому научиться за 120 часов???  У меня высшее психологическое и 10-летний опыт работы с данным контингентом детей. Мне ооочень трудно, а что говорить о сельской учительнице, у которой за плечами педколледж и всё? И всё это за 25 т.р.

- Получается, опять корабль в бурном море?

- Да, с этого года придумали ввести 2 новых предмета: «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Смысл этих предметов никто не понимает. Взяли некоторые темы из «Русского языка», некоторые из «Литературы», набрали 34 урока и придумали новое название. А нам нужно написать две рабочие программы, два календарно-тематических планирования. Опять ничего не продумано, никто ничего толком не знает.  В феврале уже грядёт проверка , как мы реализовываем эти новые предметы. Бумаг – выше крыши! А ведь В.В. Путин говорил о снижении бумажной нагрузки для учителей.

- Как мои дети пойдут в школу, уже страшновато.

- Мы, все учителя, уже боимся следующих «нововведений».Кстати, вводится Профессиональный стандарт педагога. Можно смеяться, а можно плакать: будут должности «учитель», «старший учитель», « ведущий учитель». Кто, как и когда будет управлять этим кораблём в бурном море? Остаётся риторическим вопросом.

- Так что вас держит в школе?

- Дети.

Девушка вышла на Гатчине Варшавской. Я поехал дальше. Но что-то мешало мне безмятежно наслаждаться предстоящей встрече с друзьями. Я думал о том, что многое в нашей жизни идёт не так, как ожидаем, но образование! Если учителя не до конца понимают,  как работать в создавшихся условиях, то мне страшно за будущее нации. Тут невольно вспомнил поговорку, что «лучшее — враг хорошего». Может, там, в Минобре, прислушаются к крику души сельской учительницы?



Recent Posts from This Journal


promo stassavenkov март 24, 2016 13:00 303
Buy for 100 tokens
Друзья, не думали ли вы сменить свое место жительства? Для меня, в последнее время, этот вопрос стоит особенно остро. Учитывая, что я живу на Елагинском проспекте, всего в 43 метрах от ЗСД. Как это обычно бывает, участок дороги рядом с моим домом, отделен шумоподавляющими экранами, но спасают…

p_i_f February 1st, 17:05
В российском образовании все не так .

lukilukii February 1st, 17:12
Значит пора что-то делать.

alexkolos February 1st, 17:05
Всем сейчас не сладко....

lukilukii February 1st, 17:13
Но им наверно особенно...

dymontiger February 1st, 17:06
Не завидую я учителям...

lukilukii February 1st, 17:14
Им наверно никто не завидует..

biboroda February 1st, 17:15
мало что Путин говорит, работать надо!!!!

tanjacha1 February 1st, 17:18
Он мало говорит?...

tettie February 1st, 17:16
Программы только усложняются. И бумажной работы учителям много. Детьми заниматься некогда.

yurayakunin February 1st, 17:17
Страшно за будущее детей.

voogg February 1st, 17:17
Складывается впечатление, что просто новая метла по-новому метёт... В верхах как всегда много самодуров, а разгребать и "понимать" их задумки приходится простому народу.

tanjacha1 February 1st, 17:17
Надо разделять хотя бы классы, если не школы...

xevfxtyrj0707 February 1st, 20:25
Здравствуйте! Я та самая ельская учительница.Вы правильно мыслите. Раньше в обычной школе существовали коррекционные классы, где дети отстающие и педагогически запущенные могли при помощи специалистов дефектологов, логопедов, спец.психологов за 4 года выровняться до уровня "сохранных" детей.Сейчас, к сожалению, эти классы закрыты в связи с тем, чтот нет финансирования Про умственно отсталых я не говорю, потому что они обучались в специализированных школах, где их обучали специалисты с опытом работы. Родители не понимают, что обучаясь в обычных школах, обычными учителями, дети с ОВЗ не получают всего спектра образования.

skyury February 1st, 17:17
вот же бред..
==================================================
Сейчас больше половины молодых не знают начала и окончания ВОВ, а кто такой Пушкин затруднятся ответить процентов 60 молодёжи.

mylonas February 1st, 17:59
Не бред.
Мы проводили тестирование в 9 кл школ области. На вопрос: написать название города в схеме "Царицын - ? - Волгоград" вместо знака вопроса 60% написали Царьград (Цареград, Царское Село); 10% - Питер или Сколково; почти столько же - Вологда или Череповец (ученики Вологодской обл) и лишь ок. 2% - Сталинград.
На вопрос, ответом к которому служило "рельсовая война" треть написали "холодная война", почти столько же - "информационная", каждый десятый - "первая мировая" или "японская".
Ильюшина, Туполева, Яковлева, Антонова при наличии вариантов ответов почти 60% назвали политиками, более 30% писателями и лишь один (!) человек выбрал "авиаконструкторы" да несколько записали их в летчики

merhy February 1st, 17:19

все новое, это хорошо забытое старое:)
помню и наши учетеля вечно были недовольны тем что им спускают указивки, и как работать им непонятно. и волосы дыбом у них вставали, когда некоторые ученики/цы затруднялись дать ответ на вопрос "когда началась вторая мировая", да и когда великая отечественная началась они были тоже не в курсе. и это конец 80-х, начало 90-х. вот они выросли и отвели детей в школы, чему теперь удивляться?



Edited at 2018-02-01 05:20 pm (UTC)

dead_island February 1st, 17:19
Советское образование было понятно дело лучше.

eastwoodwestern February 1st, 17:40
И педагоги тоже были лучше....

sisj February 1st, 17:20
Все не так, не только в образовании, абсолютно во всем, катимся в яму

oleshkino February 1st, 17:20
Нелегкая это работа учитель.

animals_lj February 1st, 17:59
Но учителя очень нужны стране.

0gnevo February 1st, 17:21
Сложно им, не позавидуешь.

torrenthunter February 1st, 17:49
И работа тяжелая, и дети бывают не очень.

borman_b February 1st, 17:21
Однозначно хорошо техническое оснащение столичных школ.

i_love_humor February 1st, 17:57
Не в каждых школа хувы, такое разнообразие.

?

Log in

No account? Create an account