?

Log in

No account? Create an account

Журнал Стаса Савенкова

Все обо всем


Previous Entry Share Next Entry

Исповедь учителя или что не так в российском образовании



Ехал я намедни в электричке. Села напротив меня приятная во всех отношениях девушка,  и как-то в моей голове созрела мысль: « А почему бы и не познакомиться?»   Тут она достала тетрадки и начала их проверять. «Ага! Учительница!» - подумал я, вот и повод есть. Ну и я такой: «Вы сеете разумное, доброе, вечное?» То, что я услышал дальше от учителя начальных классов сельской школы, заставило меня сначала удивиться, потом не поверить, потом поверить и, в конечном результате,  написать об этом. Некоторую часть беседы в форме вопрос – ответ,  довожу до вашего внимания.

- Вы сеете разумное, доброе, вечное?

- Разум мой сейчас решает одну дилемму: пойти в театр или купить продуктов? Сразу то и другое на зарплату сельского учителя не приобрести. Доброе? Теперь известная фраза «добро должно быть с кулаками» имеет уже практически прямой смысл. Вечное? Если буквально, то это то, что в памяти людской сохраняется  хотя бы один век. Сейчас больше половины молодых не знают начала и окончания ВОВ, а кто такой Пушкин затруднятся ответить процентов 60 молодёжи.

- А в чём же тогда заключается ваша работа?

- Последние годы, в основном, разбираться  в нововведениях  Минобрнауки. (Министерство образования и науки РФ)

- ??????

- Учили мы детей до 2009 года, неглупых, между прочим,  детей. Они поступали в вузы самостоятельно. Но там, наверху, решили, что это не правильно давать детям знания, умения, навыки. Им нужно давать универсальные учебные действия. Так появился ФГОС-2 (федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения) - где есть вектор для учителей – «научить детей учиться». И всё бы ничего, но разработчики этого документа «забыли» поделиться опытом, как это сделать.

И вот на нас сверху: «давай! давай! давай нам учеников новой формации!» То есть, как в сказке «Пойди туда, не знаю куда, найди  и принеси то, не знаю что». Посещала я разные семинары, где те, которые разрабатывали этот фееричный документ вещали как нужно работать по-новому, но, к сожалению, кроме теории ни-че-го! А сами они сравнивали ситуацию с кораблём, который вышел в открытое море, но курс пока не ясен.

- Так ведь уже 2018 год, неужели до сих пор всё так же неясен курс?

- Ну как-то потихоньку вработались. Сами нарабатывали опыт, делились друг с другом, как говорится «методом проб и ошибок». Всем ведь понятно, что раскрученный маховик нельзя сразу начать вращать по-другому, потребуется какое-то время на его «перезагрузку». Кстати, теперь нельзя детей называть школьниками или учениками, только ОБУЩАЮЩИМИСЯ.

- Ну вот видите, всё хорошо.

- Да всё бы ничего, но грянул год 2014 и в Минобрнауки решили, что каким-то образом ущемляются права некоторой категории детей и  появились ещё 2 «судьбоносных» документа : - «федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», который предусматривает обучение в обычных классах глухих, слабослышащих, поздно оглохших, слепых, слабовидящих, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития,  если родители решат, что его ребёнок должен обучаться в обычной школе, а не в специализированной.

И «па-пам» - « федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО)» так же в обычных классах, ели родители так посчитают нужным.  А  на селе так и получается, что с 2016 года в одних классах обучаются дети с ОВЗ и с УО. Я ко всем детям отношусь одинаково, потому что это- дети.

- Не вижу проблемы.

- Эти дети обучаются совершенно по другой программе, по другим учебникам. Как извернуться, на уроке, чтобы дать знания и тем и другим? Тем более, и технические средства обучения разные, и методы и приёмы обучения. Получается, я должна бросить одних, заниматься ОВЗ или УО или наоборот?  Тем более, что каждый ребёнок с диагнозом ОВЗ и УО не похож на другого. Сейчас в нашей сельской школе в каждом классе есть дети, которые с диагнозом ЗПР и с диагнозом УО. Это жесть!

Я сейчас работаю в 1-м классе, у меня 1 ребёнок с задержкой психического развития, и 1 – с умственной отсталостью. Для сравнения: если «сохранные дети» уже изучили все буквы, читаю, пишут, то ребёнок с УО смог изучить только 5 букв и мы с ним пока только читаем слоги, которые на завтра забываются и мы начинаем по-новой. А ребёнок с ЗПР изучил все буквы, но их постоянно путает, читает по слогам, писать не может. А в одном классе есть по 2 ученика с УО. Там учитель вешается!

- Да, тяжеловато.

- Тяжеловато???  А как я смогу обучать класс, когда ёщё придут слепой, глухой и с ДЦП. А это не за горами.

- Но ведь есть же какой-то выход?

- Да, нам предложили….. идти учиться на курсы. Дескать на курсах за 120!!! часов вас  самих обучат , как обучать детей с ОВЗ и УО! Люди! Родители! Да разве можно этому научиться за 120 часов???  У меня высшее психологическое и 10-летний опыт работы с данным контингентом детей. Мне ооочень трудно, а что говорить о сельской учительнице, у которой за плечами педколледж и всё? И всё это за 25 т.р.

- Получается, опять корабль в бурном море?

- Да, с этого года придумали ввести 2 новых предмета: «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Смысл этих предметов никто не понимает. Взяли некоторые темы из «Русского языка», некоторые из «Литературы», набрали 34 урока и придумали новое название. А нам нужно написать две рабочие программы, два календарно-тематических планирования. Опять ничего не продумано, никто ничего толком не знает.  В феврале уже грядёт проверка , как мы реализовываем эти новые предметы. Бумаг – выше крыши! А ведь В.В. Путин говорил о снижении бумажной нагрузки для учителей.

- Как мои дети пойдут в школу, уже страшновато.

- Мы, все учителя, уже боимся следующих «нововведений».Кстати, вводится Профессиональный стандарт педагога. Можно смеяться, а можно плакать: будут должности «учитель», «старший учитель», « ведущий учитель». Кто, как и когда будет управлять этим кораблём в бурном море? Остаётся риторическим вопросом.

- Так что вас держит в школе?

- Дети.

Девушка вышла на Гатчине Варшавской. Я поехал дальше. Но что-то мешало мне безмятежно наслаждаться предстоящей встрече с друзьями. Я думал о том, что многое в нашей жизни идёт не так, как ожидаем, но образование! Если учителя не до конца понимают,  как работать в создавшихся условиях, то мне страшно за будущее нации. Тут невольно вспомнил поговорку, что «лучшее — враг хорошего». Может, там, в Минобре, прислушаются к крику души сельской учительницы?



Recent Posts from This Journal


promo stassavenkov march 24, 2016 13:00 301
Buy for 100 tokens
Друзья, не думали ли вы сменить свое место жительства? Для меня, в последнее время, этот вопрос стоит особенно остро. Учитывая, что я живу на Елагинском проспекте, всего в 43 метрах от ЗСД. Как это обычно бывает, участок дороги рядом с моим домом, отделен шумоподавляющими экранами, но спасают…

p_i_f February 1st, 2018
В российском образовании все не так .

lukilukii February 1st, 2018
Значит пора что-то делать.

alexkolos February 1st, 2018
Всем сейчас не сладко....

lukilukii February 1st, 2018
Но им наверно особенно...

dymontiger February 1st, 2018
Не завидую я учителям...

lukilukii February 1st, 2018
Им наверно никто не завидует..

biboroda February 1st, 2018
мало что Путин говорит, работать надо!!!!

tanjacha1 February 1st, 2018
Он мало говорит?...

tettie February 1st, 2018
Программы только усложняются. И бумажной работы учителям много. Детьми заниматься некогда.

yurayakunin February 1st, 2018
Страшно за будущее детей.

voogg February 1st, 2018
Складывается впечатление, что просто новая метла по-новому метёт... В верхах как всегда много самодуров, а разгребать и "понимать" их задумки приходится простому народу.

tanjacha1 February 1st, 2018
Надо разделять хотя бы классы, если не школы...

xevfxtyrj0707 February 1st, 2018
Здравствуйте! Я та самая ельская учительница.Вы правильно мыслите. Раньше в обычной школе существовали коррекционные классы, где дети отстающие и педагогически запущенные могли при помощи специалистов дефектологов, логопедов, спец.психологов за 4 года выровняться до уровня "сохранных" детей.Сейчас, к сожалению, эти классы закрыты в связи с тем, чтот нет финансирования Про умственно отсталых я не говорю, потому что они обучались в специализированных школах, где их обучали специалисты с опытом работы. Родители не понимают, что обучаясь в обычных школах, обычными учителями, дети с ОВЗ не получают всего спектра образования.

skyury February 1st, 2018
вот же бред..
==================================================
Сейчас больше половины молодых не знают начала и окончания ВОВ, а кто такой Пушкин затруднятся ответить процентов 60 молодёжи.

mylonas February 1st, 2018
Не бред.
Мы проводили тестирование в 9 кл школ области. На вопрос: написать название города в схеме "Царицын - ? - Волгоград" вместо знака вопроса 60% написали Царьград (Цареград, Царское Село); 10% - Питер или Сколково; почти столько же - Вологда или Череповец (ученики Вологодской обл) и лишь ок. 2% - Сталинград.
На вопрос, ответом к которому служило "рельсовая война" треть написали "холодная война", почти столько же - "информационная", каждый десятый - "первая мировая" или "японская".
Ильюшина, Туполева, Яковлева, Антонова при наличии вариантов ответов почти 60% назвали политиками, более 30% писателями и лишь один (!) человек выбрал "авиаконструкторы" да несколько записали их в летчики

merhy February 1st, 2018

все новое, это хорошо забытое старое:)
помню и наши учетеля вечно были недовольны тем что им спускают указивки, и как работать им непонятно. и волосы дыбом у них вставали, когда некоторые ученики/цы затруднялись дать ответ на вопрос "когда началась вторая мировая", да и когда великая отечественная началась они были тоже не в курсе. и это конец 80-х, начало 90-х. вот они выросли и отвели детей в школы, чему теперь удивляться?



Edited at 2018-02-01 05:20 pm (UTC)

dead_island February 1st, 2018
Советское образование было понятно дело лучше.

eastwoodwestern February 1st, 2018
И педагоги тоже были лучше....

sisj February 1st, 2018
Все не так, не только в образовании, абсолютно во всем, катимся в яму

oleshkino February 1st, 2018
Нелегкая это работа учитель.

animals_lj February 1st, 2018
Но учителя очень нужны стране.

0gnevo February 1st, 2018
Сложно им, не позавидуешь.

torrenthunter February 1st, 2018
И работа тяжелая, и дети бывают не очень.

borman_b February 1st, 2018
Однозначно хорошо техническое оснащение столичных школ.

i_love_humor February 1st, 2018
Не в каждых школа хувы, такое разнообразие.